Первая из статей к столетию Олега Буданкова. К 100-летию Олега Буданкова. Пост #1: Виртуоз четырёхрядного ксилофона. Знаменитый "Чардаш" Виторио Монти, 1961 год. Неделю назад был юбилей - столетие Олега Артемьевича Буданкова. Он был не только потрясающим музыкантом, но и одним из тех людей, которые революционным образом повлияли на советскую ударную жизнь. В его честь запланировано несколько биографических постов и этот станет первым. Олег Буданков и Алексей Огородников стали теми солистами, которые своим примером доказали давно назревшую к 1960-м годам необходимость "перевооружения" СССР на современные ударные инструменты. Они оставили целый ряд блестящих пластинок и кинозаписей и дали многим нашим композиторам толчок, отправную точку для создания нового, необычного и интересного ударного репертуара. Начало творческого пути Олега Буданкова начинается в Украинской Советской Социалистической республике. Мне пока неизвестно в каком точно месте он родился. Есть только дата рождения 28 сентября 1922 года. Также пока неизвестно - где и когда он впервые начал заниматься ударными и кто был его первым педагогом. Отправная точка на сегодняшний день - справка, которую в 1951 году выдала дирекция Киевского оперного театра. Согласно ей, Олег Артемьевич Буданков "действительно работал в Киевском оперном театре в качестве артиста оркестра с 20 марта 1938 года по 1 апреля 1941 года." Проще говоря, первой работой Олега Буданкова стал Академический театр оперы и балета Украинской ССР, в который его приняли в 16-летнем возрасте, без всякого "официального" образования. Рискну предположить, что уже тогда Буданков весьма неплохо владел четырехрядным ксилофоном. В те годы ксилофон стал весьма модным инструментом среди лучших советских композиторов. В театральной музыке Шостаковича, Хачатуряна, Глиэра и многих других авторов появились реально сложные и виртуозные соло ксилофона. Оркестрам и оперным театрам волей-неволей пришлось искать исполнителей, которые были в состоянии справиться с этими партиями. Это касалось, разумеется не только Киева. Примерно в этом же году, артистом оркестра Большого театра СССР стал 15-летний Лёша Огородников. Его путь в "оркестровую яму" Большого театра был также весьма коротким. Моментальное зачисление в штат Большого театра произошло после удачного исполнения ксилофонового соло на концерте детского ансамбля "Дома детей железнодорожников". Ни Огородников, ни Буданков так и не получили высшего музыкального образования и вероятнее всего, оба не имели за плечами и полного среднего. Обоим помешала война. По словам его сына, Олега Олеговича Буданкова, летом 1941 года Олег Буданков-старший был призван в армию из Киева, служил в боевой части и чуть не погиб при обороне Москвы, когда от всей его роты осталось в живых всего лишь 11 человек. Дальше его часть была расформирована и Олега Буданкова перевели в военный ансамбль, в котором он прослужил до конца войны и участвовал в составе барабанщиков Парада Победы 1945 года. Документальных свидетельств этому у меня пока нет, но думаю, какие-то следы должны остаться в архивах Министерства обороны. Дальнейшие его музыкальные следы теряются до августа 1949 года, когда согласно трудкнижке он был зачислен в оркестр ресторана "Интурист" города Одессы. Там он проработает недолго. Его позовет Большая Музыка и уже в ноябре 1952 года Буданков будет зачислен в сценический оркестр Большого театра СССР. Именно в Большом театре Олег Буданков начал выступать вместе с Алексеем Огородниковым и получил всесоюзную известность. Там же он познакомился со своей супругой - знаменитой советской оперной певицей Диной Александровной Дян. И именно в период работы в Большом Театре была записана потрясающая запись, которую я лично считаю вершиной всей истории четырехрядного ксилофона. Давайте послушаем "Чардаш" Витторио Монти, который Олег Буданков записал в дуэте с Алексеем Огородниковым. В 1961 году эта аранжировка была опубликована в кинохронике, а также вышла на пластинке Апрелевского завода. До выхода в свет этой пластинки дуэт Огородникова и Буданкова уже издавался на советских пластинках. Я буду очень благодарен, если у кого-то найдутся записи 1959 года, которые были изданы в Москве и Ленинграде - "Вальс" Гуно и "Танец Эгины" Хачатуряна. Если у вас вдруг найдутся такие пластинки пожалуйста дайте знать - с благодарностью помогу оцифровать их и выложу для всего нашего сообщества. Следующий пост будет посвящен "открытию Америки" - первому появлению на большой советской эстраде двухрядных ударных инструментов - ксилофонов, маримб и трубчатых колоколов. #буданков #budankov #олегбуданков #olegbudankov #ксилофон #четырехрядныйксилофон